Перейти к основному содержанию
У кого и когда можно сделать расстановку
сделать расстановку у
Оксаны Бородянской
сделать расстановку у
Любови Колчановой
сделать расстановку у
Софьи Кошелевой
Повышение квалификации врачей и психологов

«СИСТЕМНОЕ СЕМЕЙНОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ И СЕМЕЙНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ (СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ)»

Программа Института Интегративной Семейной Терапии (ИИСТ) в Санкт-Петербурге
График проведения модулей потока 2016 г.
Модуль Тема Дата Ведущий
7
Семинар №7 (Супервизия №1) 19-21 мая 
2017 г.
Марченко А.
8
Семинар №8 6-8 октября 
2017 г.
Марченко А.
 
9
Семинар №9 15-17 декабря 
2017 г.
Ракитина Е.
 
10
Семинар №10 26-28 января 
2018 г.
Рихмаер А.
11
Семинар №11 10-11 февраля 
2018 г.
Бебчук М.
12
Семинар №12 25-27 мая 
2018 г.
Ясная В.
13
Семинар №13 (Супервизия №2) сентябрь 
2018 г.
 
14
Семинар №14 (Защита дипломов) ноябрь 
2018 г.
Бебчук М.
График проведения модулей потока 2018 г.
Модуль Тема Дата Ведущий
1
Семинар №1 18 февраля 
2018 г.
Бебчук М.
2
Семинар №2 1-4 марта 
2018 г.
Любитов И./Жуйкова Е.
3
Семинар №3 11-13 мая 
2018 г.
Марченко А.
 4
Информация уточняется    

Программа предназначена:

Настоящая программа является программой дополнительного образования в области системной семейной и супружеской терапии (консультирования) и ориентирована на людей с высшим психологическим, медицинским и педагогическим образованием, а также студентов старших курсов соответствующих ВУЗов.

Программа включает в себя 860 часов и рассчитана на 2,5 года. Обучение проходит в группе с постоянным составом участников.
Программа соответствует Европейскому Стандарту подготовки семейных терапевтов (консультантов).

При успешном завершении обучения и выполнении всех требований настоящей программы выдается  сертификат Института интегративной семейной терапии (г. Москва) и свидетельство о повышении квалификации государственного образца.

Требования к кандидатам (абитуриентам):

  • высшее или незаконченное высшее (студенты старших курсов) психологическое, медицинское, логопедическое, дефектологическое или педагогическое образование,
  • работа в социальной сфере (психология, педагогика, медицина, социальная помощь и др.).

Документация, необходимая для поступления:

  •  копия общегражданского паспорта (1-я страница и страница регистрации)
  •  копия диплома о высшем профильном образовании, для студентов старших курсов - копия студенческого билета
  • фотография
  • анкета (заполняется в электронном виде через сайт)

Цели данной программы обучения:

Целью данной программы является подготовка специалистов-«универсалов», способных решать как профилактические задачи, так и задачи вывода семьи из тяжелой кризисной ситуации, и владеющих широким арсеналом подходов, методов и техник для индивидуального подбора алгоритма помощи каждой семье.

Концепция программы:

Методологической основой курса являются принципы системного подхода. Системная семейная терапия рассматривает психологические трудности и психические проявления индивида как симптомы проблемных семейных связей и семейной истории, а не только как индивидуальные нарушения или внутриличностные конфликты. Такой расширенный системный взгляд на проблему дает дополнительные возможности для диагностики и новые методы для ее решения. В этой связи одной из концептуальных задач данного образовательного курса является формирование профессионального системного мировоззрения у специалистов, работающих с семьями.

Мы исходим из того, что специалист - практик должен быть готов ко встрече с любой семьей на консультативном приеме, т.е. являться своего рода «универсалом». Исходя из этого, в программе интегрируется то полезное и ценное, что создано для работы с семьями в различных психотерапевтических школах. В процессе обучения слушатели курса знакомятся с передовыми технологиями не только системного подхода, но и других направлений психотерапии.

Нам представляется важным формирование профессионального сообщества специалистов, работающих с семьями, но имеющих различное базовое образование (медицинское, психологическое, педагогическое или иное), сообщество специалистов, говорящих на одном профессиональном языке, умеющих договариваться и совместно решать задачи, поставленные семьями. Мы приветствуем в образовательных группах смешанный профессиональный состав и учитываем в программе особенности работы с различными типами семей, в том числе с соматической и психической патологией. Кроме того, опыт работы в малых (интервизорских) группах способствует интеграции различных взглядов, мнений и стилей, расширению профессионального кругозора и формированию атмосферы конструктивного сотрудничества в сообществе семейных консультантов и терапевтов

За время обучения участники образовательной программы получают возможность закрепить практические навыки в работе с реальными семьями, в том числе на клинической базе Института, а также исследовать свою семейную историю и по-новому взглянуть на актуальную ситуацию в своей семье. Собственная семейная история становится мощным терапевтическим ресурсом в работе семейного и супружеского терапевта (консультанта).

ОБУЧАЮЩАЯ МЕТОДИКА:

Занятия ориентированы на теорию и практику групповой работы, работы с парами и семьями, индивидуальную психотерапию в системном подходе, видеоанализ, ролевые игры, очную и заочную супервизию, отработку навыков в упражнениях и изучение литературы.

Обучение строится на демонстрации и практическом применении методов системной работы с реальными семьями, обращающимися за психотерапевтической помощью по поводу каких-либо проблем, а также на использовании техник семейной терапии для переосмысления собственной семейной истории и актуальной семейной ситуации.

Формы работы в рамках данной программы приняты во всем мире и хорошо зарекомендовали себя при подготовке профильных специалистов. Это:

1. Работа на семинарских занятиях:

  • лекции

  • демонстрации реальных случаев

  • упражнения

  • заочная супервизия

  • индивидуальная и групповая терапия в системном подходе, направленная на работу с личной историей или актуальным состоянием участников образовательной программы.

2. Работа слушателей с семьями под наблюдением преподавателей (очная супервизия).

3. Самостоятельная работа в малых (интервизорских) группах:

  • обсуждение специальной литературы

  • разбор случаев

  • отработка полученных навыков при выполнении «домашних» заданий и упражнений

  • подготовка к выступлению на конференциях.

4. Самостоятельная работа с семьями и группами (производственная практика) и заполнение Учетных Форм ("Регистрационная карта семьи", "Регистрационная карта группы").

СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ

Программа состоит из нескольких блоков, которые по наполнению отличаются от Программы реализуемой в Москве. Особенностью Программы в является сокращение количества очных учебных дней и увеличение самостоятельной работы слушателей в интервизорских группах, которое становится возможным благодаря большому количеству структурированных домашних заданий:
 

  • Образовательный блок: 8-16 (в зависимости от продолжительности) семинаров по системной семейной терапии и консультированию – 340 часов.
  • Супервизорский блок: 2 семинара очной супервизии с двумя собственными презентациями – 80 часов.
  • Интервизорский блок: 210 часов работы в малых группах по 6-8 человек с целью обсуждения профессиональной литературы, упражнениями и техниками, супервизии друг другу.
  • Блок производственной практики: 100 часов консультационной или терапевтической работы с реальными семьями (группами, организациями).
  • Блок личной терапии (реконструкция семейной истории): 40 часов
  • Блок самостоятельной работы: 90 часов (подготовка эссе, итоговых работ, лит.обзоров.
Правила сертификации и документация, необходимая для сертификации

Правила сертификации:

  • посещение всех  очных семинаров,
  • работа на 2 –х семинарах очной супервизии с 2 собственными презентациями,
  • систематическая работа в интервизорских группах,
  • работа с реальными семьями,
  • защита итоговой квалификационной (дипломной) работы,
  • изучение предлагаемой литературы.

Документация, необходимая для сертификации:

  • протоколы работы с семьями («Регистрационная карта семьи») – не менее 80 часов, из них как минимум 2 семьи прошли не менее 10 сеансов и протоколы работы с группами ("Регистрационная карта группы") - до 20 часов, т.е. в совокупности 100 часов практической работы, оформленной в виде соответсвующих учетных форм в электронном виде.
  • протоколы интервизорской группы – 210 часов (дата, фамилии участников, вид работы, в случае супервизии – фамилии терапевта, семьи и супервизора),
  • "карта самоанализа клиента" (по результатам прохождения блока реконструкции семейной истории)
  • текст итоговой квалификационной (дипломной) работы (в электронном виде)
  • текст-эссе о прохождении супервизии

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ОБУЧЕНИЯ:

  1. Семинар №1 (4 дня)

    Исторические корни системного подхода. Понятие семейной системы. Структурные характеристики и параметры семейной системы: иерархия, границы, сплоченность, гибкость, правила, роли, стили общения. Организационные вопросы семейного консультирования. Организация первой встречи с семьей. Социальная, проблемная и заключительная стадии первого интервью по Дж.Хейли. Терапевтические задачи первого контакта. Построение первичных гипотез. Мотивирование членов семьи на участие в терапии.. Длительность терапевтической сессии с семьей, структура сессии, частота и количество встреч, заключение «терапевтического» контракта с семьей. Скрытый и явный запрос. Методические принципы терапевтической работы: нейтральность, циркулярность, гипотетичность. Позиция терапевта при работе с семьей. Формирование терапевтических отношений. Избранные техники: ко-терапия, рефлексирующая команда, циркулярное интервью. Демонстрация работы с реальными семьями и разбор случаев.

  2. Семинар №2 (3 дня)

    Жизненный цикл семьи: его стадии, кризис перехода от стадии к стадии. Типичная семейная проблематика на различных стадиях жизненного цикла. Системная диагностика семейных проблем, построение системных гипотез и разработка терапевтической программы. Коммуникативный аспект в семейной системе. Избранные техники для работы с коммуникативной сферой: прояснение коммуникации и другие. Демонстрация работы с реальными семьями и разбор случаев.

  3. Семинар №3 (3 дня)

    Обзор направлений и школ системного семейного консультирования: структурный, стратегический, эмпирический, трансгенерационный, направления постмодерна. Методы обнаружения и обращения с первоначальным сопротивлением семьи. Место симптоматического (проблемного) поведения в семейной системе. Интерпретация симптома с медицинской, психоаналитической и системной точек зрения. Избранные техники: позитивная коннотация, парадоксальное предписание, метафора, ритуалы, экстернализация проблемы (симптома), нормализация. Демонстрация работы с реальными семьями и разбор случаев.

  4. Семинар №4 (3 дня)

    Теория систем М. Боуэна. Использование структуры треугольника для анализа семейной ситуации. Теория дифференциации. Демонстрация работы с реальными семьями и разбор случаев.

  5. Семинар №5 (4 дня)

    (Клиентский семинар для участников образовательной программы с демонстрацией методов и техник системного подхода)

    Исторический аспект жизни и функционирования семейной системы. Системный анализ семейной истории: параметры, совпадения, повторение семейных тем в новых поколениях. Семейный сценарий. «Реконструкция семейной истории» на материале, предоставленном слушателями курса. Избранные техники: “Семейная реконструкция”, генограмма, метод системных расстановок. Авторские методы и техники реконструкции (фотографии, реликвии, «Семейная поваренная книга»).

  6. Семинар №6 (3 дня)
    Организационные, методические и этические вопросы системной семейной терапии. Личность семейного терапевта как клинический инструмент. Подготовка к супервизии. Разбор случаев в формате заочной супервизии. Тренировка практических навыков и закрепление изученных техник. Избранные техники других психотерапевтических направлений, используемые в консультировании семей: «пустой стул», дублирование, рисунок.
  7. Семинар №7 (4 дня)

    Супервизия (очная) самостоятельной работы участников образовательной программы с семьями. (Обязательное представление случая).

  8. Семинар №8,9,10,11,12 (каждый 3 дня)

    Выбор тем по решению администрации ИИСТ с учетом интересов группы.

    Частные вопросы семейной терапии (консультирования): техники постмодерна (нарративный подход, BSFT), особенности работы с детско-родительскими отношениями, неполными семьями, семьями с алкогольной зависимостью, семьями с приемными детьми, с многопоколенными, молодыми и другими типами семей. Особенности работы с супружеской парой, с семьями психически больных, с семьями, пережившими травму (насилие, утрату), с семьями, ожидающими ребенка, и другими типами семей. Подготовка к супервизии. Разбор сложных случаев в формате заочной супервизии.

  9. Семинар №13 (4 дня)
    Супервизия (очная) самостоятельной работы слушателей. (Обязательное представление случая).
  10. Семинар №14 (3 дня)

    Защита итоговых квалификационных (дипломных) работ.

Дополнительная информация:

Дополнительная информация в ИИСТ: +7 (495) 772-00-21  
Сайт ИИСТ: www.familyland.ru